понедельник, 16 мая 2016 г.

Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте.



Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Работая в логопедической группе, очевидным для меня стал тот факт, что восприятие детьми программного материала, усвоение каких то простых игровых действий, эмоционально-волевая сфера у детей с общим недоразвитием речи несколько отличается от массовых групп, и конструирование, зачастую, является помощником при достижении педагогических целей и задач.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Конструируя, дошкольник учится не только различать внешние качества предмета, образца; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).


Этот вид деятельности является довольно сложным для детей. В ней мы находим связь с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых. Для нее характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре. Л. А. Парамонова подчеркивает, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.



Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. 
К техническому типу конструкторской деятельности относятся:
- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрические формы);
- из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.





В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Конструирование имеет большое значение для работы мыслительных операций, так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их (расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей; выделять в частях соответствующие их детали и т.д.) и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.
Благодарю за внимание!
Пелипенко Ольга Владимировна
Статья была создана с помощью методического материала - <p>Кругова Е.Ю., Чемоданова Н.А. ВОЗМОЖНОСТИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="http://www.scienceforum.ru/2015/1018/10684">www.scienceforum.ru/2015/1018/10684</a> (дата обращения: 18.05.2016).</p>

2 комментария:

  1. Ольга Владимировна, здравствуйте!
    Полезный материал, который достаточно широко раскрывает возможности конструирования для детей дошкольного возраста.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Виктория Александровна! Учусь еще, много в ведении блога остается сложным. Много есть материала, который используется в работе, но не всегда знаешь, как это правильно преподнести.

    ОтветитьУдалить