Использование палочек Кюизенера в детском саду.
Уже третий год использую методику Кюизенера в своей работе и хотела бы поделиться этим с вами, мои читатели.
1 Джорджу
Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал,
позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное
влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости,
наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных
способностей.
При этом палочки Кюизенера можно использовать и как самостоятельный обучающий инструмент, и как дополнительный материал к основной методике развития детей дошкольного возраста.
Классический
набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек-призм длиной от 1 до 10
сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает.
Цвета палочек также выбраны не случайно. Например, числа "красной"
группы палочек (красный, розовый и бордовый цвета) кратны двум (2, 4 и 8
сантиметров). "Синей" группы (синий, голубой и фиолетовый цвета) –
трем, а "желтой" – пяти. Благодаря выделению цвета и длины палочек
ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является
результатом счета и измерений. Кроме того, объемность палочек и их выделение по цвету
и длине позволяет малышу освоить сенсорные эталоны (размер и цвет), а также
способы познания и сопоставления предметов по ширине, высоте и длине. Используя
счетные палочки Кюизенера ребенка очень легко подвести к осознанию таких
отношений как длинный-короткий, правый-левый, больше-меньше, одинаковый-разный
и т.д.
Главная
отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш
осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит,
математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием,
позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход. Отметим, что сам автор
рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года. При
этом он не один раз подчеркивал (и практика это доказала), что его разработка
будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9
лет.
Занятия
по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:
Игровой
– палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с
самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры).
В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика.
Комментируя игры малыша взрослые помогают ему познакомиться с цветами и
размерами палочек.
Обучающий
– выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего
"через руки" (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие
числовой последовательности и состава числа. Выбор упражнений с использованием
счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и
возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например,
для детей младшего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации
(починить забор, построить лесенку и т.д). Для детей постарше можно выбрать
задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число
и т.д.).
Практически все специалисты единогласно
утверждают, что недостатков у палочек Кюизенера нет. На сегодняшний день этот
дидактический материала является одним из самых лучших и действенных пособий,
позволяющих с самого раннего возраста приобщать детей к математике. Мнение
специалистов подтверждают и многочисленные восторженные отзывы родителей,
которые уже практикуют занятия по методике Кюизенера в домашних условиях.
Благодарю за внимание!
Пелипенко Ольга Владимировна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий